АККУМУЛЯТОРЫ типов ТНЖ-250 (300, 330 и 350) У2 И АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ типов 28ТНЖ-250 У2, 34ТНЖ-300 (330) У2 И 28, 40ТНЖ-350 У2

Общие сведения

Аккумуляторы данных типов и формируемые на их основе аккумуляторные батареи предназначены для электропитания бортовых токоприемников машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта, за исключением батареи типа 40ТНЖ-350 У2, которая используется для электропитания токоприемников пассажирских железнодорожных вагонов.
  Аккумуляторы и аккумуляторные батареи соответствуют техническим условиям ИЛТГ.563337. 089 ТУ (ТНЖ-250 У2), ИЛТГ.563529.005 ТУ (28 ТНЖ-250 У2), ИЛТГ.563337.092 ТУ (ТНЖ-300 У2, 34ТНЖ-300 У2), ИКШЖ.563337.037 ТУ (ТНЖ-330 У2, 34ТНЖ-330 У2), ИЛТГ.563337.103 ТУ (ТНЖ-350 У2, 28, 40ТНЖ-350 У2).

Структура условного обозначения

Х ТНЖ-Х У2:
Х - количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
Т - тяговый;
НЖ - никель-железная электрохимическая система;
Х - номинальная емкость, А·ч;
У2 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ
15150-69.

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение и категория размещения характеризуют работоспособность аккумуляторов и аккумуляторных батарей при температуре окружающего воздуха от минус 20 до 40°С, относительной влажности воздуха до 100% при температуре 25°С и высоте установки над уровнем моря не более 2000 м.
  Батареи 28ТНЖ-250 У2, 34ТНЖ-300 У2, 34ТНЖ-330 У2, 28ТНЖ-350 У2 предназначены для работы при вибрационных нагрузках в диапазоне частот 10 - 60 Гц, максимальном ускорении 1 g, а также при воздействии механических ударов одиночного действия с ускорением 3 g и длительностью удара 2 - 20 мс.
  Батареи 40ТНЖ-350 У2 предназначены для работы при вибрационных нагрузках в диапазоне частот 10 - 100 Гц с максимальным ускорением 1 g, а также при воздействии механических ударов одиночного действия с ускорением 3 g и длительностью удара 40 - 60 мс.
  Рабочее положение аккумуляторов (батарей) в пространстве вертикальное. При наклоне аккумуляторов на угол (30+1)° электролит не должен выливаться из них.
  Аккумуляторы хранятся в сухом виде без электролита на стеллажах в вертикальном положении выводами вверх с закрытыми пробками, при этом установка одного аккумулятора на другой не допускается.
  Не реже чем один раз в 6 мес аккумуляторы очищают от пыли и выступающих солей. Металлические детали аккумуляторов смазывают консервационным маслом марок А или Б по ТУ 38- 1011331-90 или другими равноценными в отношении защиты от коррозии смазочными материалами.
  Аккумуляторы хранятся в отапливаемых помещениях при температуре воздуха от 5 до 40°С и относительной влажности до 80% при температуре 25°С (срок хранения 3,5 года с момента изготовления) или в неотапливаемом помещении при температуре от минус 50 до 40°С и относительной влажности воздуха до 98% при температуре 25°С (срок хранения 2 года с момента изготовления). Хранение при температуре минус 50°С - не более 1 мес.
  При кратковременном хранении (до 1 мес) аккумуляторы допускается хранить уложенными в горизонтальном положении на широкую боковую сторону в несколько рядов, но не более восьми для аккумуляторов ТНЖ-250 У2, ТНЖ-350 У2 и не бо- лее двенадцати для ТНЖ-300 У2, ТНЖ-330 У2.
  Совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов не допускается.
  Транспортирование аккумуляторов может производиться всеми видами транспорта, кроме морского, в крытых транспортных средствах, в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами. Условия транспортирования: температура воздуха от минус 50 до 50°С и влажность до 100% при 25°С.
  Аккумуляторы транспортируются в вагонах и (или) контейнерах без упаковки: при этом аккумуляторы укладываются друг к другу в горизонтальном положении на широкую сторону в несколько рядов по высоте, но не более восьми независимо от их типа.
  При транспортировании на автомашинах аккумуляторы должны устанавливаться в вертикальном положении выводами вверх (без упаковки) и покрываться материалами, обеспечивающими их защиту от воздействия атмосферных осадков. ИЛТГ.563337.089 ТУ,ИЛТГ.563529.005 ТУ,ИЛТГ.563337.092 ТУ ИКШЖ.563337.037 ТУ,ИЛТГ.563337.103 ТУ

Технические характеристики

Технические характеристики аккумуляторов и аккумуляторных батарей приведены в табл. 1-4.
  

Табл. 1


  В зависимости от условий эксплуатации или испытаний применяют электролит в соответствии с табл. 2.
  

Табл. 2


  Приведение аккумуляторов (батарей) проводится в соответствии с табл. 3.
  

Табл. 3


  Габаритные размеры аккумуляторов (батареи) и их масса приведены в табл. 4 и на рис. 1-4.
  

Табл. 4

Рис. 1.


  Общий вид аккумулятора типа ТНЖ-250 (300, 330, 350) У24,0
  1 - крышка; 2 - стальной бак; 3 - выводы электродов (борны);
  4 - вентиляционная пробка; 5 - электроизоляционная шайба

Рис. 2.


  Схема электрических соединений аккумуляторных батарей типов 28ТНЖ-250 У2 и 28ТНЖ-350 У2
  1 - перемычка длиной 101 мм; 2 - перемычка длиной 127 мм;
  3 - вывод гибкий длиной 300 мм; 4 - перемычка длиной 168 мм;
  5 - аккумулятор ТНЖ-350 У2

Рис. 3.


  Схема электрических соединений аккумуляторных батарей типов 34ТНЖ-300 У2 и 34ТНЖ-330 У2
  1 - аккумулятор ТНЖ-300 У2 или ТНЖ-330 У2; 2 - перемычка МЦ-93;
  3 - перемычка МЦ-67; 4 - перемычка МЦ-90

Рис. 4.


  Схема электрических соединений аккумуляторной батареи типа 40ТНЖ-350 У2
  1 - вывод длиной 210 мм; 2 - аккумулятор ТНЖ-350 У2;
  3 - вывод длиной 2530 мм; 4 - вывод длиной 1015 мм;
  5 - перемычка длиной 101 мм
  Средний ресурс аккумуляторов ТНЖ-250 У2, ТНЖ-300 У2, ТНЖ-330 У2 (батареи из них) - не менее 1000 циклов, при этом их емкость составляет не менее Сном с 21-го по 500-й циклы, а с 501-го по 1000-й циклы не менее 0,8 Сном.
  Средний ресурс аккумулятора ТНЖ-350 У2 (батареи из них) - не менее 1200 циклов, при этом емкость составляет не менее Сном с 21-го по 500-й циклы, с 501-го по 1000-й циклы не менее 0,8 Сном, с 1001-го по 1200-й циклы не менее 0,7 Сном.
  Гарантийный срок службы аккумуляторов (батареи из них) - не менее 1,5 года со дня ввода в эксплуатацию.
  Установленный срок сохраняемости аккумуляторов (батарей) в условиях хранения по группе 1 (Л) (ГОСТ 15150-69) - не менее 3,5 лет, в условиях хранения по группе 2 (С) (ГОСТ 15150-69) - не менее 2 лет с момента изготовления.

Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных электродов, изолированных друг от друга сепараторами. Блок электродов помещен в стальной бак (см. рис. 1).
  Одноименные электроды блока приварены к выводам с мостиком. Выводы изолированы от крышки электроизоляционными шайбами.
  Аккумулятор снабжен пробкой, которая обеспечивает свободный выход газов, не допускает выплескивания электролита из аккумулятора при эксплуатации и предохраняет его от попадания посторонних предметов. На аккумулятор надет изоляционный резиновый чехол.
  Батареи состоят из аккумуляторов, соединенных последовательно перемычками (см. рис. 2-4). Перемычки устанавливают после монтажа аккумуляторов в батарейном ящике с плотным затягиванием гайками.
  Монтаж аккумуляторов в батарею осуществляет предприятие-изготовитель транспортных средств или предприятие, эксплуатирующее транспортные средства, в соответствии со схемами электрических соединений на рис. 2-4.
  Аккумуляторы монтируют в батарею, соблюдая полярность, и закрепляют с помощью распорных устройств на транспортном средстве. Крепление аккумуляторов в батарейном ящике должно исключать их перемещение относительно друг друга, стенок и дна батарейного ящика в рабочем состоянии и допускать удобную выемку аккумуляторов из него при демонтаже батареи.
  Гайки при соединении аккумуляторов перемычками необходимо затягивать плотно, т. к. неплотная затяжка вызывает разогревание контактов и искрение во время работы батареи. Во избежание повреждения выводов установку перемычек следует производить с усилием на гайку не более 200 кг·см. Нельзя допускать при сборке батарей коротких замыканий между разноименными выводами и между соседними аккумуляторами.
  Уровень электролита в аккумуляторах устанавливается над контактными планками электродов в пределах от 25 до 30 мм. Температура электролита 15 - 35°С.
  Для заряда батареи или группы аккумуляторов применяют источник постоянного тока, кроме однополупериодного, напряжения которого не ниже (2,0xn) В, где n - количество аккумуляторов, последовательно включенных в цепь заряда.
  Аккумуляторы допускается заряжать как с закрытой, так и с открытой пробкой. Во время заряда рекомендуется применять принудительное охлаждение.
  Аккумуляторам сообщают пять тренировочных и один контрольный циклы, в соответствии с табл. 3. На 6-м (контрольном) цикле достигается номинальная емкость аккумуляторов.
  Размыкание цепи во время заряда и разряда не допускается. В случае вынужденного перерыва в процессе заряда, превышающего 30 мин, или в процессе разряда независимо от длительности перерыва, аккумулятор разряжают током в соответствии с табл. 3 до напряжения 1,0 В, а затем повторяют контрольный цикл.
  Если при заряде перерыв не превышает 30 мин, то продолжительность заряда аккумуляторов должна быть увеличина на время вынужденного перерыва.
  Между окончанием заряда и началом разряда должен быть перерыв от 0,5 до 1 ч.
  Запрещается проводить заряд аккумуляторов при температуре электролита выше 45°С.
  При достижении температуры электролита 45°С прекращают заряд на время, необходимое для охлаждения электролита до температуры не более 35°С. После паузы следует продолжить заряд. Суммарное время заряда должно соответствовать 6 ч.
  По окончании заряда отключают батарею от зарядного устройства, протирают крышки аккумуляторов и проверяют сопротивление изоляции (см. примечание 4 к табл. 1). Батарея готова к эксплуатации.
  Один раз в квартал проводится анализ электролита в аккумуляторах на содержание щелочей и карбонатов. Один раз в год проводится проверка емкости батарей в соответствии с табл. 1.
  Аккумуляторы (батареи) должны иметь емкость до 500-го цикла не менее Сном, свыше 500-го цикла - не менее 0,8 Сном (см. табл. 1).
  Технологии приготовления и заливки электролита в аккумуляторы, их заряда и разряда, поверочных и регламентных работ более подробно изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" ЖШИТ.563535.023 ТО.
  Эксплуатация аккумуляторных батарей проводится подготовленным персоналом и требует соблюдения правил безопасности.
  Для предохранения от поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторов (батарей) необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками. При ожогах электрическим током необходимо покрыть рану марлей, стараясь не касаться ее руками.
  При работе с электролитом необходимо на-девать защитные очки, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, резиновые сапоги для предотвращения ожогов и разъедания одежды или кожи.
  При нарушении целостности аккумуляторов и попадании при этом электролита в глаза или на кожу необходимо немедленно в течение 10-15 мин произвести обильную промывку пораженных участков проточной водой, затем глаза промыть 1,5% раствором борной кислоты, а кожные покровы 2-3% раствором борной кислоты.
  Запрещается проводить заряд и эксплуатацию аккумуляторов (батарей) с уровнем электролита над верхними кромками электродов ниже 25 мм. Снижение уровня электролита ниже верхних кромок электродов при заряде и в процессе эксплуатации может привести к интенсивному разогреву аккумуляторов с последующим возгоранием сепарации, резиновых чехлов и явлению теплового разгона.
  При заливке щелочи в аккумуляторы не допускается разлив электролита и попадание его между резиновым чехлом и корпусом аккумулятора, так как наличие электролита может привести к снижению сопротивления изоляции, возгоранию резинового чехла и пожару.
  Помещение для заряда аккумуляторов (батарей) должно быть сухим и обеспечено приточно-вытяжной вентиляцией с 3-кратным обменом воздуха. При отсутствии или выходе из строя вентиляции в помещении зяряд следует прекратить во избежание создания взрывоопасной ситуации.
  При работе с аккумуляторами (батареями) нельзя курить, зажигать огонь, так как выделяющийся газ при заряде может образовать взрыво-опасную смесь.
  Недопустимо: производить заряд аккумуляторов (батарей) с закрытой крышкой батарейного ящика и закрывать его крышку ранее чем через 2 ч после окончания заряда. Конструкция батарейного ящика должна обеспечивать выход газов и исключать возможность их накопления до взрывоопасной концентрации.
  Запрещается устанавливать аккумуляторы (батареи) вблизи нагревательных приборов и пользоваться открытым огнем на расстоянии менее 2 м.
  Обслуживание аккумуляторов (батарей) производится только после отключения их от зарядного устройства.
  Защитное заземление и зануление электроустановок постоянного тока должно обеспечивать защиту людей от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим частям.
  Возможные неисправности аккумуляторов, причины возникновения и способы их устранения приведены в табл. 5.
  

Табл. 5

И В комплект поставки батарей должны входить изделия, указанные в табл. 6.
  

Табл. 6


  

В комплект поставки входят также техническое описание и инструкция по эксплуатации: при поставках на экспорт - 1 экз. на батарею или по требованию контракта (договора), при поставках внутри страны - 1 экз. на батарею.


Центр комплектации «СпецТехноРесурс»
Все права защищены.

Rambler's Top100